Das Vierte Reich

Объявление

Уважаемые участники форума! Обратите внимание на предлагаемые нами аватары! Ссылка на интересную коллекцию аватар находится в разделе "Флуд"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Das Vierte Reich » Новое время » Социально-философская концепция Т. Гоббса


Социально-философская концепция Т. Гоббса

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Социально-философская концепция Т. Гоббса

Наиболее значительным среди представителей буржуазно-аристократического материализма был Гоббс.
Томас Гоббс родился в 1588 г. в семье сельского священника.
Но вся жизнь его прошла в среде «нового дворянства».
15-летний юноша поступил в Оксфордский университет и окончил его в 1608 году. Из стен этого древнего учебного заведения он вынес отвращение к господствовавшим в них всевозможным схоластическим предрассудкам — университетские наставники считали колдовством даже занятия... геометрией.

В 1640 г., в самый канун революционных событий, Гоббс написал быстро разошедшиеся в рукописи «Элементы естественного и политического закона» — первый набросок его теории права и государства, спустя десять лет напечатанный в виде уже двух раздельных работ «Человеческая природа» и «О политическом теле, или элементы закона морального и политического (De corpore politico or the Elements of Law Moral and Politic)». Своими «Элементами...» Гоббс надеялся предотвратить революцию, от которой ожидал безудержного разгула религиозного фанатизма и человеконенавистнических страстей, полного социального хаоса. Победа парламента заставила Гоббса бежать во Францию, и его путь совпал с дорогой роялистских эмигрантов.

Гоббсу было не по пути с феодальной реакцией. Когда в 1642 г. в Париже он анонимно издал высоко оцененное Декартом сочинение «О гражданине (De cive)» — третью часть задуманной им философской трилогии, то он сделал это с целью утвердить идею о необходимости абсолютной центральной власти в государстве, но вовсе не непременно монархической и тем более не обязательно выводимой из «законности» той или иной династии.

Действительная политическая ориентация Гоббса еще более проясняется в его сочинении «Левиафан», написанном в Париже, но изданном в 1651 г. в Лондоне, с разрешения кромвелевского правительства. Как известно, в 1649 г. после казни Карла I Стюарта Англия была провозглашена республикой. Но активизация народных масс испугала господствующие классы, и они предпочли установить диктатуру армейской верхушки и купеческих кругов во главе с О. Кромвелем. Именем «Левиафана», мифического библейского чудовища, Гоббс назвал государство, намекая тем самым на правомерность рассмотрения его как кульминации земного могущества — своего рода бога на земле. В этом сочинении обосновывалась целесообразность примирения с буржуазной революцией при условии, что ее лидеры положат конец волнениям народа и интригам духовенства и установят прочную власть. Гоббс видел в подстрекательствах церковников всех вероисповеданий главную причину гражданской войны и был рад тому, что Кромвель стал укрощать их своеволие и раздоры.

Для Гоббса приемлемо любое, но крепкое и авторитетное правительство, проводящее буржуазную политику.

Гоббс предпочитал бы, чтобы эта диктатура установилась без революционных пертурбаций и прежняя монархическая форма правления сама стала инструментом новой политики: буржуазная революция «плоха» не потому, что она буржуазная, а потому, что ее клапаны могут не сдержать вовремя народной инициативы и выпустить ее на неконтролируемый простор. Но если монархия оказывается неспособной к выполнению новых функций, то революция «хороша», в особенности если она приобретает характер быстротечного переворота.

Затянувшиеся революционные события ведут к гражданской войне с неясными перспективами и опасностью «анархии», а быстрый переворот устанавливает прочную власть, обеспечивающую «мирное» капиталистическое развитие и прочное положение господствующего класса. Только такой результат оправдывает, по Гоббсу, революцию, и именно такой смысл имеют положения философа: наилучшая власть—та, которая крепка , произвол власти лучше гражданской войны , а экстренным лекарством от смут может послужить лишь приход к власти диктатора .

Многие поняли «Левиафан» как апологию протектората Кромвеля и искали сходства с его лицом головы Левиафана, изображенного на гравюре в книге.
В 50 годы, годы правления Кромвеля, выходят в свет основные философские сочинения Гоббса: «О теле (De соrроге)» (1655) и «О человеке (De hoinine)» (1658). Тем самым к 70-му году жизни давно задуманная им трилогия была завершена.

После смерти Кромвеля (1658) господствующие классы Англии допустили реставрацию Стюартов во избежание нового тура революционных событий. Гоббсу пришлось перейти к тактике глухой обороны.
Чуму и пожары, обрушившиеся на Лондон в 1666 г., объявили следствием безверия. Против Гоббса начали судебное дело. «Левиафан» был в конце концов запрещен, а его автор ожидал со дня на день ареста. Но Карл II ограничился запретом на печатание каких-либо новых сочинений Гоббса. Умер философ в 1679 г., и на надгробной плите он просил начертать слова: «Здесь лежит истинно философский камень». Спустя три года роялисты в Оксфордском университете организовали публичное сожжение сочинений «О гражданине» и «Левиафан».
В рукописи остался труд под названием «Бегемот, или Долгий Парламент», представлявший собой историю гражданской войны. Название происходит от одного из имен сатаны, упоминаемого в XLI главе библейской книги Иова. Бегемот возвращает людей в звериное состояние, делает их животными, тогда как Левиафан уподобляет их совокупную мощь божественной. В этом сочинении Гоббс рассказывает о том, как возник антипод истинному государству,— слабое, раздираемое страстями и взаимно противоположными устремлениями сообщество, в котором утвердили «царство тьмы» священники, видящие свою выгоду там, где граждане страдают. «...«Бегемот» представляет как бы тот же самый «Левиафан», только вывороченный наизнанку».  Как бы ни осуждал Гоббс в «Бегемоте» революционные события, он и в этом сочинении не сомкнулся с позициями феодальной реакции. О непримиримом антиклерикализме философа свидетельствовал не только вышедший в свет посмертно, в 1682 г., «Бегемот», но и сочинение Гоббса «О свободе и необходимости», в котором он полемизировал с англиканским епископом Брамголом. (1).
В истолковании значений общих слов Гоббс вследствие своего номинализма склонялся к так называемой репрезентативной теории абстрагирования, автором которой считают Д. Беркли. Согласно этой теории, общее как бы концентрируется в единичном, являющемся репрезентантом (представителем) всех других единичных предметов, объемлемых данным генерализующим термином. И на самом деле. Гоббс считает, например, что «государство является личностью» правителя, на которого переходит «реальное единство» всех входящих в данное государство граждан.

0

2

Общественное состояние людей.

Вследствие приблизительного равенства возможностей людей в условиях естественного состояния
все более сгущаются тучи над головой каждого индивида, опасности для жизни возрастают. Этот тезис очень характерен для антидемократических установок Гоббса, — получается, что чем больше «равенства», тем больше бедствий и горя. Люди находятся в состоянии общей неустойчивости, вместо собственности у них оказывается только «неопределенность» , и их «право» на обладание всем превращается в пустую видимость, потому что его невозможно реализовать. Людьми овладевает страх за свою жизнь , это побуждает их к размышлениям над средствами своего спасения, и они принимают решение перейти в «гражданское», т. е. общественное, состояние — заключают общественный договор.

Гоббсова теория общественного договора покоится на следующей каузальной схеме: законы природы развивают у людей инстинкты самосохранения и эгоистические потребности, их жестокие столкновения ведут к тому, что людьми овладевает страх, а эмоция страха заставляет, наконец, принять разумное решение. Выводит ли оно за пределы естественных законов? Нет, как увидим, законы природы, по мнению Гоббса, продолжают действовать и в общественном состоянии, однако в модифицированном виде.

Но прежде всего рассмотрим подробнее механизм перехода к общественному состоянию. Люди заключили общественный договор не ради каких-то высоких идеальных побуждений, но ради своей выгоды. В этом пункте Гоббс следует Эпикуру .
Людей склонили к общественной жизни многие горькие уроки прошлого и только в дальнейшем также и воспитание. Но появление этой склонности было определено характером «человеческой природы», а в конечном счете переход к социальности вытекает из законов природы вообще. Не какое-то чудесное повеление небес, а естественная необходимость вывела людей из тупика звериных отношений.
Концепция общественного договора была направлена против теологического истолкования общественной жизни и феодальных политических теорий легитимности правящих династий. Не удивительно, что русский перевод «Левиафана» был в 1868 г. сожжен, и Гоббса в России долгое время рассматривали как «двойника» Руссо, хотя последний насытил эту концепцию демократическими идеями, существенно отдалившими его от Гоббсовой доктрины.

Итак, боязнь друг друга заставила людей создать общество, а значит государство и правительственную власть, и подчиниться своему же установлению. «Пламя страстей никогда не просветляет разума» , но они смогли подтолкнуть его к поискам верного, мудрого решения. Естественная необходимость выразилась затем в принятии такого решения и в активном действии, завершившемся переходом к новому состоянию. Ответный «порыв (соnаtus)» людей на диктат внешних обстоятельств привел к тому, что человек стал социальным существом. «Порыв» выразился сначала в активном процессе создания языка и речи как знаковых систем, а речь сделала затем возможным заключение договора. Таким образом, как справедливо пишет в одной из своих статей об антропологии Гоббса Б. Суходольский, английский философ XVII в. подошел вплотную к выводу, что человек сформировал сам себя, своей собственной деятельностью.

именно знаковая деятельность породила в человеке человеческое, и, следовательно, обмен информацией, а не труд, превратил первобытного человека в человека социального, цивилизованного. Совместный труд людей возникает, согласно позиции Гоббса, лишь позднее, под эгидой государственной власти. Данная концепция страдала значительной односторонностью и даже идеалистической предвзятостью: получалось, что разумная акция (обдумывание, совещание, сознательное решение) предваряла социальные процессы, определяла их. Человеческая мысль создала государство.
Важно подчеркнуть, что в социологическом построении Гоббса нацело отсутствует понятие договора между народом и правительством. Власть передается первым последнему без всяких условий и без права денонсации договорного обязательства. Таким образом, народ не является сувереном. Вся полнота суверенных прав достается правительству и даже конкретнее — правителю. Именно он, согласно Гоббсу, есть и должен быть безраздельным и никому не подотчетным носителем государственной воли . Ему принадлежит как законодательная, так и всякая прочая (исполнительная, судебная, внешнеполитическая и т. д.) власть, ибо разделение власти, по мнению философа, неминуемо ведет к гражданской войне.

Власть правителя и «естественные законы».
Что такое «правитель»? Гоббс допускал в качестве верховной государственной власти и республиканское правительство, но при том непременном условии, что оно управляет четко, уверенно, без колебаний, как «единое лицо». И когда он признает, что «всем разновидностям  государства должна быть в равной мере приписана верховная власть» (1).
». Все же самой подходящей формой правления Гоббс считает монархию, поскольку на ее стороне мощь, авторитет и решительность, с которыми соотнесены покорность и исполнительность народных масс.
Хотя, как мы отметили, у Гоббса получается отождествление общества с государством (civitas) и с правительством (persona civilis), однако суверенные права приписываются им только третьему члену данного тройного равенства и полностью отчуждаются от первого его члена: правительство олицетворяет собою все общество , но суверенно только правительство, а не все общество в целом и не его основная часть — народ. Для обоснования «равенства», так сказать, только в направлении от общества к правительству, но не наоборот, от правительства к обществу, Гоббс трактует уже не общество, а именно государство как «искусственного человека» (см. 26,2, с. 27, 217), личность; и как у человека главным является его сознание, так и у государства все главное и определяющее сосредоточено в правительстве.

Приведенная аналогия влечет за собой частные биологические параллели: строение государства уподобляется устройству живого организма. Суверен — это его душа, чиновники — нервы и сухожилия, исполнительные и судебные органы — суставы, тайные агенты — глаза государства. Органические сравнения заходят так далеко, что философ называет награды и наказания нервными импульсами, исходящими от «головы» государства к его членам, а деньги — «общественной кровью», причем, согласно меркантилистской доктрине, следует заботиться о «полнокровии» государственного тела. И, наконец, еще один цикл сравнений: гражданский мир в государстве — это его здоровье, и оно, будучи полно сил, насаждает всюду свое потомство, то есть колонии , а мятеж, перерастающий в гражданскую войну, означает болезнь, за которой следуют бесовское безумие, распад и гибель. И вообще нормально функционирующее государство — это святое животное, земной «смертный бог», а государство, раздираемое противоречиями, — больное животное, охваченное озверением, своего рода «сатана». Таким образом, «бог» может превратиться в «сатану».
Человеческая цивилизация, по мнению Гоббса, основана на продолжении, но в то же время — на коренной метаморфозе состояния страха, заставившего людей обратиться к отношениям, порождающим цивилизацию. Если прежде люди опасались друг друга, трепеща за свою жизнь и собственность, то теперь они страшатся ими же над собой поставленного правителя: он устанавливает гражданский мир, но с помощью угрозы применить военную силу против тех, кто его нарушит. Как отмечал Маркс, принцип «безопасности» есть «гарантия» буржуазного эгоизма. Относительный мир между подданными обеспечивается буржуазным государством дорогой ценой. В результате этого на смену одним опасностям приходят другие — людям угрожают не равные им сограждане, а стоящий над всеми ними могучий суверен. Место анархии стихийных отношений занимает произвол управления. Над этой проблемой Гоббсу придется еще поломать себе голову.

С другой стороны, эта формула вполне четко и определенно доводит до крайнего предела момент отчуждения власти от народа, который (момент) уже с самого начала имелся в учении Гоббса о механизме образования социального состояния. Правитель осуществляет насилие над естественными стремлениями своих подданных к полной свободе, подчинение государству требует подавления их воли, природных «порывов» и стремлений и даже, как увидим ниже, побуждает их лгать и играть заранее назначенную для них сувереном роль. Итак, общественный договор есть подчинение стоящей над обществом политической силе.
из законов природы вечные и неизменные «законы естественного права», на которые затем опираются конкретные гражданские законы, кодифицированные законодательной деятельностью суверена. «Естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем» .

В условиях общества «естественный закон», утвержденный решением разума о создании социальных связей, придает разумный статус эгоизму, который осознал теперь, что должен ограничить себя ради своих же глубоких интересов. Но если у Бэкона сила совпадала в тенденции со знанием, то у Гоббса сила тождественна конструирующей основе общественного порядка: ведь все-таки уже не разум сограждан, а воля правителя, мощь государства и угрожающая санкциями сила официального права широко реализуют «естественные законы», устраняя преграды, стоявшие на их пути. Это происходит потому, что данные законы выгодны государству. Они освящены не только авторитетом природы, но и государственной пользой. Больше того: мерилом законности права становится польза государства и ничего более.

Гоббс перечисляет около двадцати «естественных законов», из которых укажем шесть:
(1) диктуемое самосохранением стремление к миру;
(2) обязанность поступаться своими правами, коль скоро в интересах гражданского мира так делают и другие граждане ;
(3) обязанность выполнять заключенные соглашения, что означает, прежде всего, строжайшее уважение чужой собственности;
(4) обязанность (ради сохранения и укрепления мира в государстве) стремиться к отношениям взаимопомощи со всеми согражданами;
(7) императив считать всех людей в принципе равными себе;
(10) требование предоставить всем гражданам равные права.

1 Здесь имеется в виду перенесение своих прав на суверена и отказ от сопротивления воле последнего. Эти и дальнейшие «естественные законы» рассматриваются Гоббсом как производные от первого закона.
2 Уважение к частной собственности представляется Гоббсу совершенно незыблемым требованием. Он предвосхищает крайности Кантона ригоризма, настаивая на выполнении денежных обещаний, данных ранее разбойнику под угрозой смерти , и на соблюдении условий договора, если даже партнер нарушает их.

0

3

Антиномии диктатуры

Гоббс утверждает: «...все, что бы последний (т. е. суверен.) ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из его подданных, и он не должен быть кем-либо из них обвинен в несправедливости». Итак, Гоббс требует безусловного подчинения правительству.
Теоретическим основанием для этого служит еще одна цепочка равенств: «естественные законы» = законы «правого разума» = требования права и мор али= законы, принятые государством = приказы правителя .

Под «правым разумом» в этой формуле подразумевалось разумное рассуждение людей; его отождествление с «естественными законами», а значит с рациональностью природы, а также с моральными законами, приобретающими тем самым социальный смысл, предварило будущие схемы французских материалистов XVIII в.
В приведенной цепочке равенств происходит генетический переход слева направо, так что источником приказов правителя являются в конечном счете «естественные законы», а значит законы природы вообще.
В результате у Гоббса государство поглощает все права его граждан и становится от них независимым. Граждане вошли в состав государства при определенных условиях, а оказались подчиненными ему уже без всяких условий, и свобода, которой они располагали, оказалась суженной до состояния добровольного подчинения и права заниматься частной торгово-предпринимательской деятельностью.

«Верховная власть не может быть по праву уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была установлена» , и только военный разгром, отречение правителя и отсутствие преемников данного «абсолютного» суверена  освобождают «разрозненную массу» граждан от подчинения ему.
. Соответственно, он не отклонился от логики своих предпосылок, когда, начав с отождествления общества и государства, завершает отождествлением государства с правительством, противостоящим обществу, т. е. народу, который был источником суверенитета и от него же отказался в пользу «непогрешимого» правителя, не желающего терпеть контроль над собой.

Но где эта «непогрешимость»? Поступки Карла I Стюарта более, чем достаточно, показали отсутствие у него дальновидности в решениях и продуманности в действиях. И Гоббс вынужден заявить, что факты неразумных распоряжений суверена говорят о том, что в данном случае он поступил уже не как суверен, а лишь как частное лицо . Но подданным от этого не легче.
Гоббсу приходится заняться вопросом об обязанностях суверена.
Если от народа требуется оставаться в подчинении, то правитель обязан соблюдать обязательства перед гражданами, вытекающие не из каких-то им данных гражданам обещаний (он их не обязан был давать), а из «естественных законов», которые обязан соблюдать он сам . «Благо народа—это высший закон» (26,1, с. 375), а благо суверена — это благо народа .
«...Государство установлено не ради себя самого, а ради граждан» .

Еще в «Элементах закона...» Гоббс писал, что долг суверена состоит в том, чтобы «хорошо управлять народом».
Теперь в противоречии с некоторыми своими, выше уже приведенными, формулировками Гоббс пишет, что «народ правит во всяком государстве» через правительство (26,1, с. 372) в духе «естественных законов».
' Интересно, что Гоббс предвосхитил логическую схему «поправки», внесенной католическими богословами в догмат непогрешимости римского папы, когда они отнесли его к словам и поступкам только официального характера, ex cathedra. Но у Гоббса и официальные действия правителя могут оказаться не вытекающими из содержания суверенности.
Суверен, будучи обязан издавать «хорошие» гражданские законы, не имеет, с другой стороны, права устанавливать что-либо противное законам «естественным» (). Все то, что правитель совершит против «мира и безопасности»,—недействительно (). Если нередко Гоббс писал, что «естественный закон требует исполнения любого приказа суверена», то он же заявляет, что этот закон разрешает не подчиниться распоряжению суверена, направленному против жизни и безопасности данного человека и его близких (1).
Вырисовывается ясное противоречие между концепцией «естественных законов» у Гоббса и его защитой всевластия правителя-суверена. И искусственные построения, к которым английский социолог и философ пытается прибегнуть, вроде того, что суверен, допустив произвол в отношении подданного, поступал уже «не как суверен», но виноват не перед самим подданным, а «перед естественными законами», только еще более оттеняют создавшуюся антиномию. Б. Рассел полагает, что право самозащиты подданных от суверена, если его распоряжения угрожают их жизни, «логично, так как самосохранение является у него лейтмотивом в учреждении правительства» .

Но если это так, то тем более логичным было бы довести самозащиту до контроля народа над правительством и права на восстание против него. Однако чего-либо подобного у Гоббса нет и в помине, и самое большее, на что он идет в отношении идеи революции, это как бы «фигура умолчания»: если уж взрыв революционных страстей неизбежен, то пусть он будет по возможности кратковременным и быстрее минует...

Причинение мира «богом» не имеет у Гоббса ничего общего с богословским творением мира из ничего. В рамки такого толкования естественно вписываются утверждения Гоббса, что не за гробом, в «раю», а на самой земле — будущее «царство божье» и что не церковь, а государство есть земное царство бога .

0

4

Социальная функция религии.

Гоббс ставит проблему массового обмана как существенную социологическую проблему: коль скоро религия владычествует над умами многих людей, она представляет собой большую политическую реальность, и с ней следует считаться. Светскому правителю надо уметь взывать к религиозным чувствам своих подданных и играть на их настроениях, короче говоря, — использовать религию в политических целях. Гоббс убежден, что народ невежествен и должен слепо следовать за своими вождями, но к этому его надо побудить страхом не только перед земной, но и небесной силой. Бесстрашный разум безбожен .
Английский философ решительно выступал против вселенской религии католицизма и притязаний папского Рима на мировое господство, но он был готов признать авторитет любой «национальной» церкви, если она добилась господствующего положения в стране и в то же время подчинилась светской власти и использует отстаиваемую ею религию для укрепления этой власти. В этом смысле религия есть суеверие, признанное данным государством.
Итак, религия есть благо, если она служит делу укрепления государства, и она же есть зло, если претендует на самостоятельность и побуждает к гражданским войнам. Отсюда вытекает знаменитый принцип Гоббса, что свобода совести не желательна, и общепризнанные догмы религии следует принимать, как «целебные, но горькие пилюли», не разжевывая, т. е. не рассуждая по их поводу.
Своим читателям Гоббс предлагал, по сути дела, следующую схему поведения: думай про себя что хочешь, если не можешь не думать, но лучше — вообще не думай о религиозных вопросах, поступай же в них так, как тебе велит государство. Религиозные споры неизбежно обращаются в политическую борьбу со всеми ее вредными для общества последствиями ', а потому религия может быть полезной только тогда, когда она принимает вид неразумного символа и императива: не рассуждай, но подчиняйся — и именно подчиняйся светской власти, а не религиозному фанатику, который может привести своих последователей только к кровавым авантюрам и катастрофам.
Итак, религия — это величайшая «добродетель», поскольку она учит повиноваться политике правящих в государстве лиц. Но для того, чтобы эта «добродетель» вошла в голову подданных без малейших возражений и чтобы церковь могла окружить ореолом величия и святости светскую власть, надо, чтобы она сама приобрела «святость». Откуда? Ниоткуда, кроме как от самого верховного светского правителя. Возникает кольцо взаимного утверждения авторитета, и отсюда образуется новая цепь отождествлений.
Теперь мы узнаем о том, что словарь религиозных терминов является по существу словарем терминов политических. «Слово божье» — это естественный разум. «Святым» является все то, что следует считать государственным, а «еретическим» и «греховным» — то, что запрещено правителем государства и расходится с интересами последнего. Суверен есть «помазанник божий» , потому что он заставил священников говорить об этом своим прихожанам. Заставил потому, что те же священники и та же подчиненная ему официальная церковь объявили его «верховным пастырем». После этого не удивительно прочитать, что одно и то же, ссылаться ли суверену в оправдание своих действий на «естественные законы» или же на «божью волю», на «общественный договор» или же на «божественное происхождение» своей власти.

Итак, для упрочения государства Гоббс, кроме силы военного подавления, обращается еще к одной силе — идеологической, а именно к религии.

Социальная функция религии.

Гоббс ставит проблему массового обмана как существенную социологическую проблему: коль скоро религия владычествует над умами многих людей, она представляет собой большую политическую реальность, и с ней следует считаться. Светскому правителю надо уметь взывать к религиозным чувствам своих подданных и играть на их настроениях, короче говоря, — использовать религию в политических целях. Гоббс убежден, что народ невежествен и должен слепо следовать за своими вождями, но к этому его надо побудить страхом не только перед земной, но и небесной силой. Бесстрашный разум безбожен .
Английский философ решительно выступал против вселенской религии католицизма и притязаний папского Рима на мировое господство, но он был готов признать авторитет любой «национальной» церкви, если она добилась господствующего положения в стране и в то же время подчинилась светской власти и использует отстаиваемую ею религию для укрепления этой власти. В этом смысле религия есть суеверие, признанное данным государством.
Итак, религия есть благо, если она служит делу укрепления государства, и она же есть зло, если претендует на самостоятельность и побуждает к гражданским войнам. Отсюда вытекает знаменитый принцип Гоббса, что свобода совести не желательна, и общепризнанные догмы религии следует принимать, как «целебные, но горькие пилюли», не разжевывая, т. е. не рассуждая по их поводу.
Своим читателям Гоббс предлагал, по сути дела, следующую схему поведения: думай про себя что хочешь, если не можешь не думать, но лучше — вообще не думай о религиозных вопросах, поступай же в них так, как тебе велит государство. Религиозные споры неизбежно обращаются в политическую борьбу со всеми ее вредными для общества последствиями ', а потому религия может быть полезной только тогда, когда она принимает вид неразумного символа и императива: не рассуждай, но подчиняйся — и именно подчиняйся светской власти, а не религиозному фанатику, который может привести своих последователей только к кровавым авантюрам и катастрофам.
Итак, религия — это величайшая «добродетель», поскольку она учит повиноваться политике правящих в государстве лиц. Но для того, чтобы эта «добродетель» вошла в голову подданных без малейших возражений и чтобы церковь могла окружить ореолом величия и святости светскую власть, надо, чтобы она сама приобрела «святость». Откуда? Ниоткуда, кроме как от самого верховного светского правителя. Возникает кольцо взаимного утверждения авторитета, и отсюда образуется новая цепь отождествлений.
Теперь мы узнаем о том, что словарь религиозных терминов является по существу словарем терминов политических. «Слово божье» — это естественный разум. «Святым» является все то, что следует считать государственным, а «еретическим» и «греховным» — то, что запрещено правителем государства и расходится с интересами последнего. Суверен есть «помазанник божий» , потому что он заставил священников говорить об этом своим прихожанам. Заставил потому, что те же священники и та же подчиненная ему официальная церковь объявили его «верховным пастырем». После этого не удивительно прочитать, что одно и то же, ссылаться ли суверену в оправдание своих действий на «естественные законы» или же на «божью волю», на «общественный договор» или же на «божественное происхождение» своей власти. (1)

1. И.С. Нарский. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ философия XVII ВЕКА

0


Вы здесь » Das Vierte Reich » Новое время » Социально-философская концепция Т. Гоббса