«Der Stürmer» (дословно — Штурмови́к) — еженедельник, выходивший в нацистской Германии с 1923 по 1945 год (с перерывами). Издавался в Нюрнберге гауляйтером Франконии Юлиусом Штрейхером. Выходил в конце недели. В нём печатались преимущественно статьи, лозунги и карикатуры, возбуждающие ненависть к евреям; публиковались также материалы против католиков, крупных капиталистов, коммунистов и других «врагов Рейха».
Содержание
* 1 Журнал как нацистское издание
* 2 События
* 3 Судьба издателя
* 4 Литература
* 5 См. также
* 6 Примечания
* 7 Ссылки
[править] Журнал как нацистское издание
«Штурмовик», в отличие от большинства идеологической и пропагандистской нацистской прессы, носил неофициальный характер, являлся бульварным изданием, обращался к низменным инстинктам, употреблял грубые выражения и сексуально откровенные иллюстрации и карикатуры, которых в газете было очень много. Поэтому даже многие члены НСДАП его не принимали, а Штрейхер несколько раз получал от Геббельса официальный запрет на публичные выступления. Среди высокопоставленных нацистов, выступавших против «Штурмовика», были также Герман Геринг (запретивший распространение издания во всех своих многочисленных учреждениях) и Бальдур фон Ширах (исключивший его педагогическое использование во всех учебных заведениях Гитлерюгенда). В то же время сам Гитлер, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер и лидер трудового фронта Германии Роберт Лей поощряли издание, считая, что примитивизм и площадной стиль «Штурмовика» делает нацистские идеи более доступными для людей с улицы. По словам коменданта Освенцима Рудольфа Гёсса, те из его подчинённых, что регулярно прочитывали «Дер Штюрмер», принадлежали к числу людей с самым узким кругозором. Сам он газету читал редко, поскольку считал издание чересчур поверхностным.
«Дер Штюрмер» печатал выдержки из так называемых «Протоколов сионских мудрецов», добавляя истории о ритуальных убийствах немецких детей евреями, истории о германских девушках, изнасилованных евреями, тем самым разжигая антисемитизм в германском обществе. Например: «С сатанинской радостью черноволосый молодой еврей прячется в ожидании ничего не подозревающей девушки, которую собирается осквернить своей кровью, таким образом похищая её у народа.»
Последствия деятельности «Дер штюрмер» были особенно тяжёлыми, поскольку эта газета имела тираж почти в полмиллиона экземпляров — один из самых больших в Германии, а также потому, что она вывешивалась на специальных стендах в городах и деревнях по всей стране. «Дер штюрмер», и следовательно «Протоколы» изучали в немецких школах. Газета пыталась придать антисемитизму псевдонаучный характер, доказывая, что женщина, чью кровь осквернил «расово неполноценный» больше никогда не сможет родить настоящих арийцев.
До предела просто в газете была решён проблема происхождения Христа: «Евреи и тут … тянут свои грязные потные пальцы к великой святыне. … Христос был арийцем. Это факт. Он не требует больше никаких дискуссий».
В «Дер Штюрмер» публиковались письма читателей с жалобами на евреев, стремящихся всевозможными путями нагадить истинным арийцам. Значительную их часть выдумывал сам Штрейхер.
[править] События
После прихода к власти нацистов в других частях Германии появились ещё 9 аналогичных изданий. Все они приносили своему издателю немалый доход.
В 1934 году «Штюрмер» выдвинул идею перемещения всех евреев на Мадагаскар и содержания их в лагерях, «до тех пор, пока они не уничтожат и не съедят друг друга».
В 1937 году по указанию Штрейхера в одном из номеров «Дер Штюрмера» единственная дочь Геринга была названа «плодом искусственного оплодотворения». Этот выпад в адрес Геринга был связан с тем, что последний хотел видеть еврея Мильха своим заместителем, скорректировав ему биографию. Однако Геринг добился от Гитлера финансовой проверки деятельности Штрейхера, результатом которой стало удаление его со всех партийных постов в 1940 году. После этого он прямо политикой не занимался, сосредоточившись на редактировании «Дер Штюрмера», то есть непосредственно только разжиганием ненависти к евреям.
В октябре 1938 в «Дер Штюрмер» писалось с ещё большей откровенностью о евреях: «Бактерии, паразиты, вредители — их нельзя терпеть. Для того чтобы блюсти чистоту и гигиену, мы обязаны их обезвреживать, убивать»[1]
В мае 1939 года газета писала: «В большевистской России должна быть проведена карательная экспедиция против евреев. Советских евреев постигнет судьба всех преступников и убийц — немедленная расправа и смерть. Тогда весь мир увидит, что конец евреев — это конец большевизма.» То есть, газета внушала читателям, что понятия «евреи» и «советская власть» тождественны, что было распространённым приёмом нацистской пропаганды.
В январе 1940 года, незадолго до начала окончательного решения еврейского вопроса, в передовице газеты было написано так: «Близится время, когда придёт в действие машина, готовая вырыть могилу мировым преступникам — евреям, и им не найти от неё спасения»
Любопытно, что в 1938 году Рудольф Гесс временно запретил выпуск «Штурмовика». Его возмутило требование Штрейхера гильотинировать еврея, женившегося на арийке.
[править] Судьба издателя
Издатель еженедельника Штрейхер был после окончания войны приговорён Международным военным трибуналом в Нюрнберге к смертной казни за преступление против человечности, выразившееся в издании журнала и подстрекательствах к преследованию евреев, и повешен.
[править] Литература
* Йохен фон Ланг. Протоколы Эйхмана
[править] См. также
Штрейхер, Юлиус
[править] Примечания
1. ↑ Цит. по: L.W. Bondy. Racketeers of Hatred. Julius Streieher and the Jew-baiters' international. London. 1946, p. 61.
[править] Ссылки
* Юлиус Штрайхер и антисемитская пропаганда в Третьем Рейхе