А́льфред Ро́зенберг (нем. Alfred Rosenberg) (12 января 1893, Ревель, ныне Таллин — 16 октября 1946 года, Нюрнберг) — немецкий государственный и политический деятель, один из наиболее влиятельных членов и идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Начальник управления внешней политики НСДАП (1933—1945), уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП (нем. Beauftragter des Führers für die Überwachung der gesamten geistigen und weltanschaulichen Schulung und Erziehung der NSDAP) (февраль 1934 года — 30 апреля 1945 года), руководитель Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания (1940 - 1945), рейхсминистр восточных оккупированных территорий (Reichsministerium für die besetzten Ostgebiete) (17 июля 1941 года – 8 мая 1945 года). Рейхсляйтер (2 июня 1933 года – 8 мая 1945 года), обергруппенфюрер СА. Крещён в Православии под именем Александр[источник не указан 212 дней]. Приговором Нюрнбергского трибунала объявлен одним из главных военных преступников.
Считается автором таких ключевых понятий нацистской идеологии, как «расовая теория», «окончательное решение» еврейского вопроса, отказ от Версальского договора и борьба против «вырождения искусства».
Содержание
* 1 Биография
* 2 Примечания
* 3 Библиография
* 4 Цитаты
* 5 Ссылки
* 6 Источники
* 7 См также
[править] Биография
Родился в Ревеле (Таллин) в семье немца-башмачника (по другим данным, купца) и эстонки.
Осенью 1910 поступил на строительный факультет Рижского политехнического института[1]. В 1915 году, когда возникла угроза занятия Риги германскими войсками, студент Розенберг эвакуировался вместе с институтом в Иваново-Вознесенск[2]. Но жить и учиться в Иваново-Вознесенске не захотел и перебрался в Москву. В 1917 году закончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) по специальности «инженер-строитель» (по другим данным «архитектор»).
В феврале 1918 года вернулся в Ревель, где попытался вступить в германский Добровольческий корпус, но не был принят как «русский». В конце 1918 года переехал в Мюнхен.
В конце 1919 года был привлечён Дитрихом Эккартом в «Общество Туле», после чего сблизился с Адольфом Гитлером и в 1920 году вступил в НСДАП (билет № 625).
Был среди тех, кто оказал огромное влияние на формирование взглядов Гитлера, в частности именно Розенберг познакомил будущего фюрера с «Протоколами сионских мудрецов». Как заявлял Розенберг, революция в России произошла в результате тайного заговора, организованного мировым еврейским сообществом, которое, по его мнению, было виновно и в развязывании Первой мировой войны.
По воспоминаниям современников, «в его речах сразу чувствовался мыслитель, высказывающий оригинальные идеи в доступной форме». Был убеждён, что всю историю человечества можно объяснить с точки зрения расовой теории. В 1920 году выпустил антисемитские работы «След евреев в изменениях времени» и «Безнравственность в Талмуде». В 1922 году издал книгу «Природа, основные принципы и цели НСДАП».
С конца 1923 года — соредактор центрального органа НСДАП «Фёлькишер беобахтер» (Volkischer Beobachter). Участник «Пивного путча» 9 ноября 1923 года, после провала которого скрылся и не был привлечен к ответственности.
Многие идеи Розенберга были использованы Гитлером при написании «Майн кампф». Пока Гитлер находился в тюрьме, Розенберг основал Великогерманское рабочее сообщество, в которое вошли многие члены запрещённой НСДАП. По сути, Гитлер тогда возложил на Розенберга руководство нацистской партией как на своего заместителя, но Розенберг не справился с задачей сохранить партийное единство, и Гитлеру после выхода из ландсбергской тюрьмы пришлось воссоздавать партию.
В 1929 Розенберг основал Боевой союз за германскую культуру (нем. Kampfbund fur deutsche Kultur). В 1930 избран депутатом Рейхстага от Гессен-Дармштадта, входил в состав комиссии по иностранным делам.
В 1930 опубликовал свой труд «Миф XX века», считавшийся теоретическим обоснованием национал-социализма (хотя официально и не признанный таковым); в то же время большинство его соратников по партии утверждали, что более путаной и непонятной книги им не доводилось видеть и большинство её даже не смогло прочитать. Объявил идеалы "римского-этрусского католицизма" и "масонского гуманизма" бесполезными. «Культура всегда приходит в упадок, когда гуманистические идеалы… препятствуют праву господствующей расы управлять теми, кого она поработила», — писал Розенберг.
Альфред Розенберг в январе 1941 года
1 апреля 1933 года возглавил Внешнеполитическое управление НСДАП (нем. Außenpolitisches Amt) (АПА), при котором было создано т. н. Бюро иностранной помощи НСДАП. В задачу АПА входили пропаганда нацизма за рубежом, организация университетских обменов, стимулирование торговых отношений, публикация в иностранной прессе пропагандистских статей. Кроме того, АПА осуществляло сбор информации, публикуемой в зарубежной прессе, в том числе о политических эмигрантах.
С февраля 1934 по 1945 — уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП (нем. Beauftragen des Führers für die Überwachung der gesamten geistigen und weltanschaulichen Schulung und Erziehung der NSDAP), по вопросам Германского рабочего фронта и всех связанных с ним организаций. 29 января 1940 назначен главой Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания; сформировал так наз. «Штаб рейхсляйтера Розенберга», который первоначально должен был заниматься созданием научно-исследовательской библиотеки, но в годы войны превратился в организацию, проводившую в крупных масштабах захват культурных ценностей на оккупированных территориях (1 марта 1942 года по декрету Гитлера сотрудники штаба получили право обыскивать библиотеки, жилые помещения и культурные учреждения и изымать материалы, культурные ценности и т. д.).
20 апреля 1941 года Гитлер проинформировал Розенберга, что планирует назначить его руководителем оккупационных органов на Востоке.
Альфред Розенберг (справа) на Нюрнбергском процессе
17 июля 1941 года на основании указа Гитлера «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях» под руководством Розенберга было сформировано Имперское министерство оккупированных восточных территорий. Ему подчинялись рейхскомиссариаты «Остланд» (центр — Рига), включавший территорию прибалтийских республик и Белоруссии, во главе с Генрихом Лозе; «Украина» (центр — Ровно), включавший в основном территорию Украины, за исключением нескольких областей Западной Украины, а также часть белорусских областей: юг Брестской области, почти вся Гомельская и часть Пинской и Полесской областей, во главе с Эрихом Кохом. Предусматривалось создание рейхскомиссариатов «Кавказ» (центр — Тбилиси; рейхскомиссар Арно Шикеданц); «Московия» (Центральная Россия до Урала; рейхскомиссар — 3игфрид Каше); «Туркестан» (территория Средней Азии). Аппараты рейхскомиссариатов «Кавказ», «Москва» и «Туркестан» были сформированы в 1941 году, однако к работе приступили лишь некоторые административные органы на Кавказе и в Центральной России. После освобождения советскими войсками территории СССР аппараты рейхскомиссариатов были эвакуированы, а министерство фактически перестало функционировать, хотя, судя по "Дневнику имперского уполномоченного по тотальной войне" Йозефа Геббельса, даже весной 1945 года Розенберг категорически отказывался расформировывать своё министерство. Тем не менее, значительная часть аппарата министерства была мобилизована в ходе мероприятий по ведению тотальной войны.
После окончания войны бежал на север Германии в расположение фленсбургского правительства Карла Дёница. По воспоминаниям состоявшего в этом правительстве рейхсминистра Альберта Шпеера, там он вынашивал идею распустить нацистскую партию, заявляя при этом, что он — единственный партийный руководитель такого ранга, который вправе это сделать[3]. 23 мая 1945 года был арестован союзниками во Фленсбурге вместе с членами кабинета министров Карла Дёница.
В качестве одного из главных военных преступников предстал перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге. Приговорён к смертной казни через повешение. 16 октября 1946 г. приговор был приведён в исполнение. Розенберг был единственным из 10 казнённых, который отказался произнести на эшафоте последнее слово.
[править] Примечания
1. ↑ Личный состав Рижского политехнического института на 1910/1911-1913/1914 гг. — Рига, 1910—1913. Российская национальная библиотека
2. ↑ http://gm731.narod.ru/nacizm.htm#5.
3. ↑ А. Шпеер "Воспоминания". — М..: "Прогресс", 1997. — С. 648. — 895 с.
[править] Библиография
В 1920 году издает первые книги антисемитского содержания: «След еврея в перемене эпох» и «Безнравственность в Талмуде», в 1922 году издает пользовавшуюся популярностью брошюру «Сущность, принципы и цели НСДАП». К 1924 году вышли следующие книги Розенберга[1]:
* След еврея в перемене эпох (нем. Die Spur des Juden in Wandel der Zeiten)
* Безнравственность в Талмуде (нем. Unmoral im Talmud)
* Преступление масонства (нем. Das Verbrechen der Freimaurerei)
* Чума в России: большевизм, его руководители, приспешники и жертвы (нем. Pest in Rußland: der Bolschewismus, seine Häupter, Handlanger und Opfer)
* Сущность, принципы и цели НСДАП (нем. Wesen, Grundsätze und Ziele der Nazionalsozialistischen Deutschen Arbeiterpartei)
* Антигосударственный сионизм (нем. Der staatsfeindliche Zionismus)
* Протоколы сионских мудрецов и еврейская мировая политика (нем. Die Protokolle der Weisen von Zion und die jüdische Weltpolitik)
* Перевод с французского книги Ж. де Мюссе, Еврей, еврейство и оевреивание христианских народов (нем. Übersetzung aus dem Französischen G. des Mousseaux: Der Jude, das Judentum, und die Verjudung der christlichen Völker)
* Центр и Баварская народная партия как противники идеи германского государства (нем. Zentrum und Bayerische Volkspartei als Feinde des Deutschen Staatsgedankens)
* Кошелёк и марксизм (нем. Börse und Marxismus)
* Идея народного государства (нем. Der völkische Staatsgedanke)
В 1929 году — Розенберг издал свою главную работу «Миф XX века». В 1939 Gestatung der Idee
[править] Цитаты
* Как и другие великие идеи, знавшие победы и поражения, национал-социализм в один прекрасный день будет возрожден в новом поколении, которое создаст в новой форме империю для немцев… национал-социализм начнеёт произрастать из здоровых корней и превратится в крепкое дерево, которое даст свои плоды.
* Знаком нашего времени является: отказ от безграничного абсолютизма. То есть отказ от ценности, стоящей выше естественного и органичного, которую однажды установил одинокий «я» с тем, чтобы добиться сверхчеловеческой общности всех мирным путём или с помощью насилия. Такой конечной целью было когда-то насаждение христианства в мире, а её достижение предполагалось при помощи возвращения Христа. Другой целью была мечта о «гуманизации человечества». Оба идеала были погребены в кровавом хаосе и в новой мировой войне.
* Столкновение между кровью и окружением, между кровью и кровью представляет собой последнее возможное для нас явление, поиски и исследования за пределами которого для нас более непозволительны. Но это признание влечёт за собой признание того, что борьба крови и предчувствуемая мистика жизненных событий, представляют не два разных объекта, а одно и то же, но разным способом. Раса — это подобие души, весь расовый материал — это ценность сама по себе безотносительна к бескровным ценностям, которые не замечают полноты природы, и безотносительна к поклонникам материи, которые видят события только во времени и пространстве, не познав эти события как величайшую и последнюю из всех тайн. Расовая история является, поэтому историей природы и мистикой души одновременно, а история религии крови — наоборот, это великое мировое повествование о подъёме и крушении народов, их героев и мыслителей, их изобретателей и художников.
* Так как Яхве был задуман действующим совершенно материально, то в случае иудаизма жёсткая вера в единого Бога переплетается с практическим поклонением материи (материализм) и пустейшим философским суеверием, по поводу чего так называемый Ветхий Завет, Талмуд и Карл Маркс высказывают одинаковые взгляды. Это статическое самоутверждение является метафизической основой для выносливости и силы еврея, но также и для его абсолютной культурной бесплодности и его паразитического образа жизни.
* Только Сократ мог проповедовать такую чушь, что добродетель поучительна, поучительна для всех людей (что Платон усовершенствовал: по-настоящему сознающий сущность мира идей, сам по себе добродетелен). С созданием такого индивидуалистско-безрасового интеллектуалистического мировоззрения топор опустился на корень греческой жизни.
[править] Ссылки
* Георг Лукач. Альфред Розенберг — эстетик национал-социализма. Литературная газета № 26, 1934
* С. А. Гурулёв. Ещё раз о расизме, нацизме и их идеологе Розенберге.//Вопросы Истории, 2006, № 5, стр. 62 слл.
* Альфред Розенберг в Internet Movie Database
[править] Источники
1. ↑ Приведено по списку в брошюре: Der völkische Staatsgedanke. München, 1924. S. 35.
[править] См также
* Нацистская расовая теория