Das Vierte Reich

Объявление

Уважаемые участники форума! Обратите внимание на предлагаемые нами аватары! Ссылка на интересную коллекцию аватар находится в разделе "Флуд"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Das Vierte Reich » Политические режимы » Политические режимы и их характеристики.


Политические режимы и их характеристики.

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

степень участия народа в формировании политической власти;

гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;

степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;

положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;

политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

+1

2

Демократический режим.

Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);

периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;

демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;

реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. Историческим примером осуществления такой формы можно назвать античные полисные демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.

Плебисцитарная демократия в отличии от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Наиболее распространенная в современных государствах форма демократии – представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом. Доминирование в современном мире представительной демократии обусловлено не только размерами современных государств, но и, прежде всего, сложностью подавляющего большинства принимаемых решений, требующих высококвалифицированного подхода. Однако там, где это возможно, в демократическом обществе широко практикуются и прямая и плебисцитная формы. Особенно это касается уровня местного самоуправления, а также решения вопросов ценностного характера (например: референдум в Италии в 1973 году по вопросу о праве на развод, дискуссии в ряде стран об абортах и т.п.).

Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п. Индивид как составная часть народа реализует свою политическую субъектность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве арбитра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти.

Нормальное функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.

Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики указывают на следующие ее слабые стороны:

- в ней преувеличена степень групповой идентификации граждан; их участия в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает большинство населения в политический процесс;

- различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп;

- плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, особенно при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.

Тем не менее, считается, что именно плюралистическая теория наиболее адекватно описывает политический режим современных западных демократий.

0

3

Тоталитарный режим.

Недемократические политические режимы принято подразделять на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей общественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями разных эпох, начиная с античности.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того, как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Как справедливо отмечает В.П.Пугачев, тоталитаризм плодотворнее трактовать как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. В таком плане тоталитаризм характеризуется стремлением к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Характерные черты тоталитаризма:

идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;

господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти в обществе. Партия-монополист становится ядром всей политической системы;

запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;

тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации, формальной коллективистско-демократической мобилизации и мобилизированного участия (в выборах, манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа;

монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;

доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления;

предельная централизация государственной власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.

Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка. Как отмечает И.Н.Рассоха, в каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались в конце концов во власти тоталитаристских сил.

В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм – это не только определенная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к заорганизованности жизни общества, ограничению личной свободы и подчинения индивида государственному и иному социальному контролю в той или иной степени проявляется и в странах Запада, что делает борьбу за совершенствование демократии актуальной в любом обществе.

0

4

Авторитаризм.

Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Признаки авторитарного режима:

автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;

игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

отсутствует единая идеология;

права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме того, выдвигались идеи о том, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Утверждают, что он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач.

Однако авторитарный режим без массовой поддержки и развития хотя бы минимальных демократических институтов вряд ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Поэтому можно, вероятно, лишь говорить о сочетании авторитарных и демократических элементов при переходе к демократии, об укреплении власти при ее подконтрольности гражданам. Опыт последнего десятилетия показывает, что демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны и уступают место демократии.

0

5

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen – управление). В самом общем виде объем этой категории охватывает совокупность методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни.

Тоталитарным режимам свойственно навязывать всему обществу некую единую идеологию, которая, однако, может быть направлена на достижение весьма различных целей. В гитлеровской Германии, например, на первом плане стояла идея реванша за поражение в мировой войне, возрождения “великого рейха”, расширения “жизненного пространства нации” и победы “немецкого духа”. В современном Иране – это борьба за “сохранение и распространение истинной веры”.

Авторитарное правление нередко сочетается с ограниченным политическим плюрализмом, который выражается в том, что консервативно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению иди временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.

Возникает вполне закономерный вопрос: а возможна ли вообще демократия в изначальном понимании этого слова, как подлинное народовластие, самоуправление народа? Пока что политическая практика не позволяет дать однозначного ответа. Существует, правда, точка зрения, что по мере дальнейшего развертывания научно-технической революции, развития информационных технологий в будущем удастся реализовать “постиндустриальную” модель прямой демократии, когда каждый получит возможность непосредственного участия в выработке и принятии политических решений сидя в уютном кресле за домашним компьютером. Однако, несмотря на всю привлекательность, на сегодняшний день это – не более, чем одно из интересных предположений. И насколько оно осуществимо, покажет только время.

0

6

Автократия
Монократия
Autocracy
От греч.Autokrateia - самодержавие
Автократия - власть, основанная на полном произволе одного человека или небольшой группы людей.

Авторитаризм
Authoritarism
От лат.Auctoritas - влияние
Авторитаризм - форма власти, сосредоточенной в руках одного человека или в одном властном органе. Обычно авторитаризм:
- сочетается с элементами личной диктатуры;
- характеризуется исключением демократического волеизъявления и его замещением милитаристскими и квазимилитаристскими командными структурами.

Аристократия
Aristocracy
От греч.Aristos - лучший + Kratos - власть
Аристократия - форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.

Бонапартизм
Bonapartizm
Бонапартизм - одобренная народом и закрепленная в государственном праве единоличная диктатура, опирающаяся на военный и бюрократический аппарат. Для бонапартизма характерно лавирование между враждебными политическими силами.

Геронтократия
Gerontocracy
От греч.Gerontos - старик + Kratos - власть
Геронтократия - социальная организация, в которой власть принадлежит старшим по возрасту членам общества.

Демократический режим
Democratic regime
Демократический режим - политический порядок, для которого характерны:
- выборность в государственные органы власти;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- широкий спектр прав и свобод граждан, их защита и гарантированность;
- деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства;
- политический плюрализм;
- возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений.

Диктатура
Dictatorship
От лат.Dictatura - неограниченная власть
Диктатура - политическая власть, не ограниченная никакими законами и использующая любые средства для достижения своих целей.

Диктатура пролетариата
Dictatorship of the proletariat
Диктатура пролетариата - государственная власть пролетариата, устанавливаемая в результате социалистической революции и основанная на союзе рабочего класса с крестьянством при руководящей роли рабочего класса.

Корпоративизм
Corporationism
Корпоративизм - концепция государственного устройства, согласно которой отношения между трудом и капиталом регулируются государством в форме профессионально-отраслевых корпораций, а парламент заменяется корпоративным советом.

Маккартизм
McCarthy'ism
От Д.Маккарти - американский конгрессмен
Маккартизм - политика административных и судебных репрессий в США в 1950гг., создающая атмосферу запугивания, шантажа и угроз, направленных против левых деятелей и организаций.

Меритократия
Meritocracy
От лат.Meritus - достойный + греч.Kratos - власть
Меритократия - власть, основанная на заслугах; правление наиболее достойных в интеллектуальном, моральном и других отношениях.

Национал-социализм
Нацизм
National-socialism
Национал-социализм - в широком смысле - идеология, политическое движение и система власти, основанные на использовании лозунгов национализма и социализма.
Национал-социализм - в узком смысле - немецкая форма фашизма, провозглашающая расизм, идею народного общества, военной экспансии, культ фюрера, антисемитизм, антикоммунизм.  :D

Неофашизм
Neofascism
Неофашизм - в ряде стран - идеология и политика крайне правых движений, группировок и партий, основой которых является модифицированная концепция фашизма и стремление к его возрождению. Неофашизм характеризуется социально-политическим консерватизмом, национализмом и расизмом.  ;)

Плутократия
Plutocracy
Плутократия - в узком смысле - правящая господствующая группа в стране, состоящая из наиболее богатых представителей имущих классов.

Плутократия
Plutocracy
Плутократия - в широком смысле - социально-политическая система, в которой политическая власть формально либо фактически принадлежит самым богатым представителям господствующего класса при полном бесправии бедных.

Политическая реакция
Political reaction
Политическая реакция - политический режим, установленный для сохранения и укрепления старых, изживших себя социальных порядков и для подавления новых сил.

Политический волюнтаризм
Politic voluntarism; Political voluntarism
Политический волюнтаризм - субъективистский подход к решению социальных проблем, действия вопреки объективным законам общественного развития.

Протократия
Protocracy
От греч.Protos - первый + Kratos - власть
Протократия - теоретическая социально-политическая система, в которой авторитет и власть принадлежат самым компетентным гражданам, независимо от их социального статуса.

Сталинизм
Stalinism
Сталинизм - идеология и политика, реализованные И.Сталиным и его сторонниками. Сталинизм характеризуется:
- господством авторитарно-бюрократических методов управления государством и обществом;
- практическим отождествлением партийных и государственных органов;
- отсутствием контроля за политическим руководством;
- жестким идеологическим контролем над общественным мнением и всеми сторонами жизнедеятельности общества;
- нарушением прав и свобод граждан;
- злоупотреблением органов преследования и принуждения;
- догматизацией марксизма.

Теократическая монархия
Теократическая монархия - монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Теократия
Theocracy
От греч.Theos - Бог + Kratos - власть
Теократия - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства.

Технократия
Technocracy
От греч.Techne - мастерство + Kratos - власть
Технократия - политический режим, практически реализующий постулаты технократического управления.

Тоталитарный режим
Тоталитарный режим - вид политического режима, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод.

Фашизм
Fascism
От итал.Fascio - объединение
Фашизм - форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую:
- систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия; а также
- систему массового террора, широко использующую псевдореволюционные и национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия.

Халифат
Caliphate
От араб.Халифа - наместник
Халифат - система мусульманской феодальной теократии; совокупность прав и обязанностей халифа как носителя духовно-религиозной власти.

Этакратия
Этатократия
Этакратия - тотальное господство государства во всех сферах жизнедеятельности общества.

Этократия
Ethocracy
Этократия - характеристика политического режима, базирующегося на силе народных обычаев.

0

7

Ариец
Давай-ка наверное будем чистить эту тему.

Раз ты уж наметил и выделил  все основные течения, то каждому нужно посвятить отдельную тему в этом разделе.

Если будет желание создавай на каждую отдельный раздел!
Как все закончишь, сообщи.

0

8

Germania30
Да я уже в принципе закончил,продолжать сегодня не думал.
Думал завтра её продолжить.Так что можно чистить,извини что придётся,я как-то не подумал разобрать всё по отдельности.

0

9

Ариец написал(а):

Так что можно чистить

Привет! Я не о том!
Раз ты первый взялся описать все политические режимы, тебе и карты в руки!
Твои идеи и твой труд не был ведь потрачен зря?
Я понимаю что ты не будешь против, но если я сам все перенесу, то тогда получится что у тебя пропадут баллы за проделанную работу. 
Я просто тебе предлагаю создать на каждый описанный тобой режим отдельную тему в разделе "Полит. режимы"
А мы их уж будем дополнять и развивать.

0

10

Germania30
Лады.Тогда приступаю.

0


Вы здесь » Das Vierte Reich » Политические режимы » Политические режимы и их характеристики.